Миниаудит участка.
И так более подробно остановимся на отельных участках бухгалтерского учета.
Основные средства есть практически в любой организации, даже если их нет на учете, они все равно присутствуют в организации. Компьютеры, мебель, телефон, факс, принтер, сканер и т.д. Все они учитываются либо на счете Основные средства, либо на забалансовом счете, либо на счете Материалы. Соответственно это зависит от способа получения основных средств и от принятой в организации системы учета средств.
Смотрите оборотно-сальдовую ведомость по счетам 01 «Основные средства», 10 «Материалы» (возможно у них есть отдельный субсчет, либо 10/6 или 10/9), 001 «Арендованные основные средства» и возможен будет счет 012 «Прочие основные средства» (где будут списанные с учета, но до сих пор используемые ОС, средства списанные 100 % в затраты производства и т.д., нужно смотреть учетную политику).
После того как вы посмотрите, что отражается на счетах бухгалтерского учета, переходите к документам, смотрите по всем ли ОС есть акты, ордера, ведомости и т.д., верно ли они оформлены, была ли инвентаризация, если была посмотрите ее результаты, если не было узнайте почему.
Посмотрите приказы ответственных лиц, чтоб вы знали к кому обращаться за вопросами по основным средствам.
Если есть основные средства в лизинге, арендованные и т.д. поднимите договора, ознакомьтесь с условиями учета, сроки, документы.
После того как вы с этим ознакомитесь, вы будете знать с чем, кем и как работать, будете знать, что стоит изменить, облегчить и, добавить в порядок учета ОС.
II. Производственные запасы
Данная тема достаточна обширна, особенно когда касается строительных и производственных предприятий. Вкратце скажу так, вы как бухгалтер, даже если вы не работали, теорию знаете, знаете какой комплект документов вы можете увидеть при работе на данном участке. Когда фирма большая главный бухгалтер в такие вещи не вникает, слишком объемно получится. Так вот, когда вы приходите на работу вы должны посмотреть в первую очередь где и как хранятся документы касающиеся данного участка, посмотреть приказы материально-ответственных лиц, для того чтобы знать кому задать вопрос при возникновении трудности.
III. Расчеты с поставщиками и Расчеты с покупателями
Это один из основных участков учета, где налоговые органы уделяют наибольший интерес. Тут вы должны проверить где хранятся договора, кто занимается их оформлением. Каким образом хранятся документы, как подшиваются, сделать выборочную проверку, любую накладную, счет-фактуру, акт, справку (лучше не менее 5-10 штук) проверить на правильность оформление, подписи печати. Проверить ведется ли книга продаж, книга покупок, уточнить (бухгалтеру) кто занимается декларацией по НДС и оформлением книг продаж и покупок. Иногда штатный бухгалтер приходит в организацию с 4-5 бухгалтерами и у каждого свой участок, например вам достались поставщики, вы ведете книгу покупок и даете сумму которая должна отразится в декларации, а бывает вы только работаете с первичными документами, а главный бухгалтер уже сам формирует книгу покупок и т.д. Не забудьте также уточнить, кто в компании имеет право подписывать счет-фактуры за руководителя и за главного бухгалтера, естественно у вас должна быть копия данного приказа.
Вы можете под себя выстроить систему учета, так как вам удобнее, согласовав перед этим с главными бухгалтером, а если вы сами главный бухгалтер, то подстраиваете под себя все. Главное это удобство работы с документами и легкое ориентирование в папка с документами ))
VI. Расчеты с подотчетными лицами
Здесь вы должны знать список лиц которые могут получать денежные средства из кассы предприятия на хозяйственные и прочие нужды, сроки возврата не использованных сумм и предоставления авансовых отчетов, тоже самое касается и командировочных расходов. По оборотно-сальдовой ведомости проверить состояние расчетов с подотчетными лицами, при возникновении вопросов обратиться к подотчетным лицам.
VII. Расчеты с персоналом
Заработная плата очень щепетильная тема, работа с сотрудниками предприятия всегда носило оттенок напряжения и жесткости. Поэтому когда вы садитесь работать на данный участок, вам обязательно нужно познакомиться со специалистом отдела кадров, поговорить за чашкой чая о сотрудниках, узнать от кого что вы можете ожидать, у кого какой характер и были ли проблемы у бухгалтера до этого. Проверить наличие всех расчетных документов, больничных листов, когда был последний расчет заработной платы, каким образом выплачивается заработная плата, в какое время обычно поступают табеля учета рабочего времени и приказы по предприятию от специалиста отдела кадров. Опять же просмотреть оборотно-сальдовую ведомость, просмотреть задолженность, выявить отпускников, алиментщиков, узнать ест ли сотрудницы собирающиеся рожать, кто по сокращенному дню работает и т.д., для того чтобы вы знали с чем вам придется столкнуться в первый месяц расчета заработной платы.
Все это естественно касается мелких и средних компаний, потому что на больших предприятиях не много иначе, там все жестко, выяснил наиболее важные моменты, сел и начал работать.
VIII. Расчетные счета и касса
Проверить сколько счетов открыто, какие они (расчетные, валютные и т.д.), проверить суммы по последней выписки с данными в программе. Проверить кто имеет право первой подписи и есть ли вторая. Установлен ли в банке лимит кассы. Во многих предприятиях добро на платежи дает исключительно руководитель, будьте готовы к тому, что в некоторых организациях немного иные правила: есть финансовый директор его резолюция на счете позволяет вам провести платеж, НО может установлен предел размера счета, например не более 200 000 рублей, все что выше только с подписью руководителя, тоже самое касается и главного бухгалтера. Все это вы должны выяснить в первые дни работы.
Проверить кассовые документы на правильность оформления, на наличие всех подписей, проверить отчет кассира, не был ли превышен лимит кассы. Есть ли на предприятии кассовый аппарат и материально ответственное лицо. Проверить наличие авиабилетом, дорожных чеков и прочих документов.
IX. Бухгалтерская и налоговая отчетность.
В первый день работы обязательно нужно просмотреть наличие всей бухгалтерской и налоговой отчетности, отчетности в фонды и статистику, все ли сдано и вовремя, есть ли уточненные декларации, проверить данные балансов за отчетный период, если например вы устроились в период третьего квартала, во всех ли балансах данные на начало совпадают, проверить данные последнего баланса с оборотно-сальдовой ведомостью.
Узнать каким образом сдается вся отчетность, по почте, по электронным каналам, через курьера и т.д. Каким образом утверждается отчетность, возможно собирается совещание, где выявляются все проблемы и вопросы возникшие при подготовке отчетности и т.д..
X. И вообще
Не бойтесь что-то упустить, у вас будет время все детально разобрать, бывают моменты в работе, когда ты проработав полгода, узнаешь некоторые проводки, которые были сделаны задолго до тебя и повлияли на данные отчета, такие как не учтен согласно договора расход по страховым суммам, так и висел в дебиторке, а должен был давно отправлен на 97 «Расходы будущих периодов» и уже за эти пол года ¾ суммы должно было списано на прочие расходы. Начиная работать в новой фирме, тем более если она уже не первый год работает, да не одного бухгалтера сменила, вы можете столкнуться абсолютно с разными ситуациями, главное знайте, нет ситуаций на которые нельзя найти ответ. Все решаемо.
Глава 14. Налоговый контроль
ОтветитьУдалить