Все бухгалтера прекрасно знают, что организация в основном не может обойтись услугами двух-трех контрагентов, чаще всего список их с каждым месяцем растет, порой достигает не мыслимых размеров, при чем иногда встречаются одинаковые названия. В России нет закона запрещающего регистрировать организацию с названием которое уже есть в ЕГРЮЛ, поэтому в одном городе может быть например 10 Стройальянсов или 10 Стройкомплектов причем одинаковое название, буква в букву, только разные ИНН. Бывают организации создаются на год, потом просто сдается нулевая отчетность, либо организация проходит процедуру слияния и уже образуется совершенно иная компания и продолжает свое развитие. Ситуаций таких много и сказать однозначно, что организация которая создалась на год является однодневкой могут скорее всего только налоговые органы. А бухгалтеру или штатному юристу тяжело, можно сказать с уверенностью не реально отследить всех контрагентов и проверить их на добросовестность.
Согласно пункту 6 статьи 108 НК РФ, цитирую:
Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.Что предлагает налоговый орган. На офф сайте ФНС России есть такой документ
Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок.
И там черным по белому написано:
При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки:
- отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
- отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
- отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
- отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;
- отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, Интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;
- отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС России www.nalog.ru).
Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или «однодневки»), а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными.
Дополнительно повышают такие риски одновременное присутствие следующих обстоятельств:
- контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;
- наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);
- отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;
- приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.);
- отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);
- выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача/получение займов без обеспечения. При этом негативность данного признака усугубляет отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет;
- существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п.
Ничем Вас не обрадую, сказав что даже если вы всё сделаете красиво и будут собраны всевозможные документы по каждому контрагенту это не даст вам гарантии, что проверяющие не засомневаются в том или ином контрагенте.
И все же для своего спокойствия рекомендуется у контрагенов скоторыми у вас длительные договора или договора на крупные (в сравнении с вашими доходами) суммы затребовать следующие копии документов:
1. Устав;
2. Свидетельство о постановке на учет;
3. Свидетельство о регистрации;
4. Выписка из ЕГРЮЛ;
5. Приказ о назначении руководителя и главного бухгалтера;
6. Лицензии на определенные виды деятельности;
7. Доверенность на право подписи первичных документов и договоров;
8. Если есть возможность распечатайте из интернета страничку сайта этого контрагента или страничку где есть его рекламный блог. Если нет, значит нет.
Из всего вышесказанного я лично считаю, что это дополнительная работа которая принесет небольшую защиту компаниям во время проведения выездной проверки и возможность, что придется отстаивать в свою позицию в суде будет в любом случае велика. В любом случае судебная практика в таких вопросах чаще на стороне налогоплательщика и как раз таки в суде вам очень понадобятся все документы из списка выше.
Глава 14.3. Методы, используемые при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица
ОтветитьУдалить