пятница, 22 октября 2010 г.

ДВОЕ В ОДНОМ

Не верьте этим иудам, хамелеонам! В наше время легче  потерять  веру,
чем старую перчатку, - и я потерял!
     Был вечер. Я ехал на конке. Мне,  как  лицу  высокопоставленному,  не
подобает ездить на конке, но на этот раз  я  был  в  большой  шубе  и  мог
спрятаться в куний воротник. Да и дешевле, знаете... Несмотря на позднее и
холодное время, вагон  был  битком  набит.  Меня  никто  не  узнал.  Куний
воротник делал из меня  incognito.  Я  ехал,  дремал  и  рассматривал  сих
малых...
     "Нет, это не он! - думал я, глядя на одного  маленького  человечка  в
заячьей шубенке. - Это не он! Нет, это он! Он!"
     Думал я, верил и не верил своим глазам...
     Человечек в заячьей  шубенке  ужасно  походил  на  Ивана  Капитоныча,
одного из моих канцелярских... Иван Капитоныч -  маленькое,  пришибленное,
приплюснутое создание, живущее для того только, чтобы поднимать  уроненные
платки и поздравлять с праздником. Он молод, но спина его согнута в  дугу,
колени вечно подогнуты, руки запачканы и по швам... Лицо его точно  дверью
прищемлено или мокрой тряпкой побито. Оно кисло и жалко;  глядя  на  него,
хочется петь "Лучинушку" и ныть. При  виде  меня  он  дрожит,  бледнеет  и
краснеет, точно я съесть его хочу или зарезать, а когда я его распекаю, он
зябнет и трясется всеми членами.
     Приниженнее, молчаливее и ничтожнее его я  не  знаю  никого  другого.
Даже и животных таких не знаю, которые были бы тише его...
     Человечек  в  заячьей  шубенке  сильно  напоминал  мне  этого   Ивана
Капитоныча: совсем он! Только человечек не был так  согнут,  как  тот,  не
казался пришибленным, держал себя развязно и,  что  возмутительнее  всего,
говорил с соседом о политике. Его слушал весь вагон.
     - Гамбетта  помер! -  говорил  он,  вертясь  и  махая  руками. -  Это
Бисмарку на руку. Гамбетта ведь был себе на уме! Он воевал бы с  немцем  и
взял бы контрибуцию, Иван Матвеич!  Потому  что  это  был  гений.  Он  был
француз, но у него была русская душа. Талант!
     Ах ты, дрянь этакая!
     Когда кондуктор подошел к нему с  билетами,  он  оставил  Бисмарка  в
покое.
     - Отчего  это  у  вас  в  вагоне  так  темно? -  набросился   он   на
кондуктора. - У вас свечей нет, что ли? Что это  за  беспорядки?  Проучить
вас некому! За границей вам задали бы!  Не  публика  для  вас,  а  вы  для
публики! Чёрт возьми! Не понимаю, чего это начальство смотрит!
     Через минуту он требовал от нас, чтобы мы все подвинулись.
     - Подвиньтесь! Вам говорят! Дайте мадаме  место!  Будьте  повежливей!
Кондуктор! Подите сюда, кондуктор! Вы деньги берете, дайте же  место!  Это
подло!
     - Здесь курить не велено! - крикнул ему кондуктор.
     - Кто это не велел? Кто имеет право? Это посягательство на свободу! Я
никому не позволю посягать на свою свободу! Я свободный человек!
     Ах ты, тварь этакая! Я глядел на его рожицу и глазам не  верил.  Нет,
это не он! Не может быть!  Тот  не  знает  таких  слов,  как  "свобода"  и
"Гамбетта".
     - Нечего сказать, хороши порядки! -  сказал  он,  бросая  папиросу. -
Живи вот с этакими господами! Они помешаны на форме, на букве! Формалисты,
филистеры! Душат!
     Я не выдержал и захохотал. Услышав мой смех, он мельком  взглянул  на
меня, и голос его дрогнул. Он узнал мой смех и,  должно  быть,  узнал  мою
шубу. Спина его мгновенно  согнулась,  лицо  моментально  прокисло,  голос
замер, руки опустились по швам, ноги подогнулись. Моментально изменился! Я
уже более не сомневался: это был Иван Капитоныч, мой канцелярский. Он  сел
и спрятал свой носик в заячьем меху.
     Теперь я посмотрел на его лицо.
     "Неужели, - подумал я, - эта пришибленная, приплюснутая фигурка умеет
говорить такие слова, как "филистер" и "свобода"? А? Неужели?  Да,  умеет.
Это невероятно, но верно... Ах ты, дрянь этакая!"
     Верь после этого жалким физиономиям этих хамелеонов!
     Я уж больше не верю. Шабаш, не надуешь!
(с) Чехов Антон Павлович

Комментариев нет:

Отправить комментарий