четверг, 10 марта 2011 г.

Сергиев Посад

8 марта 2011 год. Город Сергиев Посад. Московская область.

За несколько дней до поездки, я хотела солнечной погоды. И вот 8 марта, я еду в Сергиев Посад и погода шикарная, как по заказу. Легкий морозец, солнце яркое яркое и уже греет по весеннему. Что еще нужно для отличной поездки??


все фото кликабельны.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра (Вид со смотровой площадки)

В 1744 году монастырь получил почетное наименование Лавры. Славный период в истории Лавры связан с именем митрополита Московского Платона (Левшина; †1812). В XVIII–XIX веках в окрестностях Лавры возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклита. Эти небольшие обители, духовно и административно связанные с Лаврой, явили миру замечательных старцев-подвижников. В 1920 году Троице-Сергиева Лавра была закрыта. В ее зданиях с 1920 года разместился историко-художественный музей, другие учреждения. Часть строений заняли под жилье. Возрождение обители началось в первый послевоенный год. В Великую Субботу 1946 года ожившие лаврские колокола возвестили о первом после закрытия Лавры богослужении в Успенском соборе. Возобновленный монастырь и ныне занимает выдающееся место в жизни Русской Церкви. В его стенах в 1971, 1988, 1990 годах проходили Поместные Соборы. Тысячи паломников стекаются в Троице-Сергиеву Лавру со всех концов России, из стран ближнего и дальнего зарубежья.



Пятницкая башня

Пятницкая башня – угловая юго-восточная башня монастырской стены. Она была выстроена в 1640 г. Ее предшественница была разрушена взрывом во время польско-литовской осады 1608–1610 гг. Высота башни до карниза составляет 22 м, размер по диагонали – 21 м. Свое название башня получила по располагающейся перед ней у подножия монастырского холма Пятницкой церкви.
Восьмигранная шестиярусная Пятницкая башня с ее 77 бойницами – одна из самых мощных боевых башен монастыря. Низкая шатровая кровля, покрывающая ныне башню, была сделана после пожара в 1923 г.


Уточья башня

Уточья (Житничная) башня – угловая северо-восточная башня монастырской стены. Современный вид она получила в конце XVII в. при перестройке ее верха. Высота башни до карниза 22 м, размер по диагонали 18 м. В стенах этой шестиярусной башни было сделано 77 бойниц. Своим ажурным четырехъярусным завершением – с высоким шпилем, увенчанным каменной «утицей», богато декорированными стенами с бойницами сложной фигурной формы Уточья башня выделяется среди остальных монастырских башен и является замечательным украшением архитектурного ансамбля монастыря.


Святые ворота

Святые ворота – главный вход в монастырь – расположены в восточной его стене. Башня над вратами называется Красной и построена в середине XVI в. Высота башни до карниза – 14 м, размер в плане – 155х12 м. В стенах этой четырехъярусной башни было сделано 58 бойниц. Сферическая кровля над башней, увенчанная куполом и крестом, была сооружена в 1856 г. Фигурный портал, украшенный полуколоннами и карнизами из белого камня, пристроен к Красной башне в 1807 г.
Внутри Святые врата украшены фресковой росписью на темы Жития преподобного Сергия.
У Святых врат братия обители встречает Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, а также почетных гостей во время их посещения Троице-Сергиевой Лавры.



Успенский собор

Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него образцом одноименному собору Московского Кремля, превосходя его по размерам. Это самый большой храм Троицкого монастыря, но поставлен он так, что его торжественное величие не подавляет собой другие, более древние и меньшие по размерам постройки монастыря. Успенский собор ограничивает соборную площадь с востока.
Под стать величественному собору и фресковая живопись, покрывающая его стены, столпы и своды. Она была выполнена в 1684 г. артелью ярославских и троицких иконописцев, возглавляемых известным мастером Дмитрием Григорьевым. Особую торжественность внутреннему убранству собора придает огромный пятиярусный резной иконостас начала XVIII в. с иконами XVII в. и два прекрасных бронзовых паникадила работы Оружейной палаты (XVII в.).
Главными святынями собора являются покоящиеся в нем мощи святителя Иннокентия, митрополита Московского и преподобного Максима Грека, открытые для поклонения в теплое время года, когда Успенский собор становится главным храмом, в котором совершаются монастырские богослужения: всенощные бдения (начало в 17 час.) и Божественные литургии (начало в 5 час. 30 мин. и в 9 час. 30 мин.).

Рядом с ним 

Успенский кладезь с часовней (1644 г. – кон. XVII в.)
Успенский кладезь был устроен в 1644 г. у юго-западного угла Успенского собора над открывшимся здесь источником целебной воды. Возведение часовни над ним относится к концу XVII в.
Часовня по форме подобна миниатюрному четырехъярусному храму, увенчана куполом и крестом и, как другие постройки монастыря конца XVII в., богато украшена резьбой и покрыта многоцветной росписью. Строгие белые стены величественного Успенского собора, рядом с которым расположена Надкладезная часовня, подчеркивают праздничность ее убранства.
Стенная роспись интерьера часовни и иконы относится к XIX в.
и ближе к нам (на фото)

Сень над крестом (1872)
Бассейн для освящения воды, с сенью над ним в виде изящного шатра с куполом и крестом, был сооружен в 1872 г. на соборной площади, между Надкладезной часовней и обелиском. В центре бассейна установлен крест, из горизонтальной перекладины которого в бассейн стекает целебная вода, поступающая из Успенского кладезя.


Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (1686 – 1692)

Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь), расположенная на южной стороне монастыря, была сооружена по повелению царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1686–1692 гг. Трапезная палата, площадью более 500 м2, являющаяся одним из самых больших помещений своего времени, перекрытых сводом без промежуточных опор, предназначалась для торжественных приемов и праздничных трапез. В середине XX в. здесь проходили заседания Поместных и Архиерейских соборов Русской Православной Церкви.
По своей архитектуре и исключительному богатству декора фасадов Трапезная церковь относится к лучшим образцам московского барокко. Покрытые разноцветной росписью «в шахмат» стены, резные белокаменные полуколонны и обрамления окон, величественная, совершенная в своих пропорциях кровля, придают зданию церкви особую выразительность.
Церковь преподобного Сергия с Трапезой играет исключительно важную роль в архитектурном ансамбле монастыря, во многом определяя торжественную динамику его развертывания на пути от Святых врат до Троицкого собора.
Первоначальный иконостас церкви до нас, к сожалению, не дошел, а украшающий ее теперь позолоченный иконостас XVII в. из разрушенного московского храма «Никола Большой Крест» является замечательным памятником древнерусского резного искусства.
В 1956 г. в Трапезной палате освящены приделы в честь святителя Иоасафа Белгородского (на северной стороне) и преподобного Серафима Саровского (на южной). В зимнее время Трапезный храм становится главным храмом монастырских богослужений, совершающихся в нем в 5 час. 30 мин. и в 9 час. 30 мин. (Божественные литургии) и в 17 час. (всенощные бдения). В это же время в нем для поклонения открыты мощи святителей Филарета и Иннокентия.
 
 Надвратная церковь

Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Предтеченский храм) расположена на восточной стороне монастыря, над широким арочным проемом, в котором до перенесения в сер. XVI в. монастырской стены несколько далее к востоку располагались Святые врата – главный вход в монастырь. Церковь возведена в 1692–1699 гг. на средства знаменитого купца и промышленника Г. Д.  Строганова (1656–1715).
Церковь заслуженно относится к числу лучших построек строгановского направления стиля московского барокко. Увенчанная изящным пятиглавием и украшенная богатым резным декором, выделяющимся на фоне красных стен, она служит прекрасным оформлением главного входа в монастырь, чем и определяется ее роль в архитектурном ансамбле монастыря.
Настенная роспись в церкви Рождества Иоанна Предтечи была восстановлена в 1948 г. и воспроизводит несохранившуюся роспись 1872 г. Украшающий сейчас храм резной иконостас XIX в., выполненный в стиле классицизма, установлен также в 1948 г. В притворе церкви сохранилась изразцовая печь XVII в.






 Прогулки по городу







4 комментария:

  1. Очень красивый фоторепортаж. Читая Вас и Ваш блог, у меня возникло предложение. Вы не могли бы выложить карту страны с отметками, где Вы побывали? Очень любопытно, как это будет выглядеть.
    Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  2. Благодарю за такие теплые слова.
    Мммм... интересная идея, я подумаю как можно ее реализовать. Самой тоже стало интересно, как будет выглядеть карта :-)

    ОтветитьУдалить
  3. Ханты-Мансийск - город будущего без будущего
    http://sergeydolya.livejournal.com/293615.html

    ОтветитьУдалить
  4. россия, страна без будущего...

    ОтветитьУдалить