воскресенье, 28 ноября 2010 г.

Особняк Рябушинского

На углу Малой Никитской улицы и Спиридоновки в г. Москва стоит особняк, выстроенный в 1900—1902 годах по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля для С. П. Рябушинского. Он представляет собой один из известнейших образцов московского модерна.

 
 Особняк с полным правом можно назвать домом с витражами.
 В своих строениях Шехтель не упускал возможности расположить окно комнаты напротив входа, увеличивая, таким образом внутреннее пространство и теснее связывая его с внешним миром. В данном случае такой возможности не было, и он заменил окно большим пейзажным витражом с рекой, соснами, уходящими вдаль полями, создав иллюзию окна. Для большей убедительности он подсветил пейзаж так, что с разных точек осмотра мы наблюдает восход и заход солнца, движение луны по небосклону, смену дня и ночи - все, как в реальной жизни. Над уступами скал растут неземные цветы, порхают голубые бабочки, и за всем этим приоткрылась синяя глубь вселенной.


  Ф.Шехтель писал, что искал в архитектуре "музыку форм и радость красок". Музыкальный ритм особняку Рябушинского придают криволинейные, спиралевидные линии. Тема морской стихии была очень популярна в модерне и поэзии символизма.
  Главный художественный образ дома - открытая парадная лестница, похожая по форме на живую волну - символ вечного движения жизни. Образ летящей вверх волны заключал в себе главный смысл: вознестись сквозь бытие "за пределы предельного".
 Энергично изогнутые прорезные капли словно стекают с лестницы, обвисая тяжестью наплывов, чтобы под силой разгона взметнуться в водовороте растущей мраморной волны, будто вынырнул из пучины потревоженный морской конь и вынес на поверхность загадочное светящееся существо.

Материал лестницы - Серо-зеленый эстонский вазелемский мрамор. Лестница выполнена в московской мастерской М.Д.Кутырина.

 В обрамлении картушной рамы головки рыжих хризантем. Цветы парят в воздухе, просвеченные лучами солнца. Снизу они сами кажутся трепещущим солнцем. Этот "двойной портрет" написан художником-декор
атором А.А.Тимошко.

 

После революции 1917 года Рябушинский эмигрировал из России и поселился в Милане, а его дом национализировали. Он попеременно принадлежал Наркомату по иностранным делам, Государственному издательству, психоаналитическому институту, а в 1920−х годах здесь разместили детский сад СНК. Спустя десятилетие, в 1931−м, в этом доме поселился Максим Горький, где и прожил до своей смерти в 1936 году. Почти через 30 лет, в 1965 году, в особняке открылся мемориальный музей Горького, существующий до сих пор.

Ходила я в этот прекрасный дом на этой неделе. Прекрасный, безукоризненный стиль. Все так хорошо, плавно и без лишних деталей сложенно, что идешь из комнаты в комнату, из кабинета в комнату и так далее и все плавно перетекает из одного в другое, не режет глаза, уют в доме чувствуется везде, будь-то гостиная, кабинет или комната. Все в одном стиле и в тоже время все по-разному, разные ручки дверей, разные формы окон, разная резьба на дверях, двери из разного дерева, одного тона, но разная резьба и все это так гармонично сложено. Спустя 100 лет, заходишь в этот дом и не какой-то тяжелой стариной отдает, а наоборот энергетика дома живее всех живых. 
Больше всего в этом доме меня поразила лестница, холодный мрамор, прошлась по ней и так захотелось чтобы был свой частный дом и такая же лестница, не обычная и очень красивая, некая изюминка в доме.

Всем кто живет в Москве или приехал на экскурсию очень советую туда заглянуть, работает до 18-00, вход свободный, можете оставить возле охраны любую сумму в виде пожертвования, можете не оставлять, т.е. по вашему желанию.

Комментариев нет:

Отправить комментарий